Нет села без

"Сельской ЖИЗНИ"!

8(909)689-77-22

%D, %d %M

%y года

Газета «Сельская ЖИЗНЬ» — победитель всероссийского конкурса «Экономическое возрождение России»                         

 

пред. след. стартстоп
Главная Новости «Молю: оставь одну со мною Твою святую благодать...»

«Молю: оставь одну со мною Твою святую благодать...»

« Назад

«Молю: оставь одну со мною Твою святую благодать...» 09.04.2018 11:41

“Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша”, – писал некогда апостол Павел в одном из своих учительных посланий. Православная церковь убеждена, что если бы не было Воскресения Христова – знамения победы Спасителя над грехом и смертью, – то не было бы не только христианской веры, но и самого смысла жизни. В честь этого Воскресения традиционно отмечается светлый день Пасхи – торжество, которое Церковь нарекла Праздником праздников. В нынешнем году такая дата пришлась на 8 апреля.

Значение сего события настолько велико в духовном плане, что от Пасхи до Радоницы (в течение 9 суток – вплоть до вторника Фоминой недели) русские священники не совершают заупокойных богослужений, а умерших в это время людей принято отпевать особым чином. И подобный обряд не случаен: “Воскресе Христос – и падоша демоны. Воскресе Христос – и радуются ангелы. Воскресе Христос – и жизнь жительствует”, – восклицал святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке новой эры.

Само слово “Пасха” ведет корни от древнееврейского “песах” – пощада, избежание гибели. Согласно евангельским текстам, распятый врагами Спаситель воскрес рано утром, по истечении субботнего дня. Сошедший с небес ангел отвалил камень от входа в пещеру в саду Иосифа Аримафейского, где стоял Гроб Господень, и природа отозвалась на это приветственным громом и гулом. А спустя час-другой к могиле подошли преданные Христу женщины, принесшие благовония и миро. И изумились, увидев лежащий рядом камень. Одна из них, знаменитая Мария Магдалина, подумала даже, что тело Сына Божия кто-то похитил, и поспешила к двум первоапостолам – Петру и Павлу, дабы сообщить им столь загадочную весть. Но тут все прояснилось: ангел поведал женам-мироносицам о дивном воскресении Христа...

Пасхальный праздник не ограничен одним днем – он длится целую неделю, которую называют Святой, Великоденской, Радостной. В каждом русском храме в течение этого времени широко распахнуты Царские Врата, что символизирует отсутствие всякой преграды (“средостения”) между землей и Небесами. Иконы и подсвечники буквально утопают в цветах, и все пространство церкви освещено множеством затепленных свечей. Собравшийся с ночи народ дожидается первого удара колокола на звоннице, а затем под руководством священника устраивает крестный ход вокруг храма. Обойдя его, люди останавливаются перед закрытыми дверьми, которые олицетворяют вход в Гроб Господень. Звучит пасхальное приветствие: “Христос воскресе!”. Дверь открывается, и народ вместе с клиром проходит внутрь, под своды – слушать торжественную утреню.

В праздничные дни положено обмениваться красными яичками – с обязательным добавлением: “Христос воскресе!” Обычай этот уходит в седую древность. Ведь Христос, учит Церковь, дал жизнь, а яйцо – важнейший ее знак, ибо из него рождается маленькое существо. В красный же цвет яйца окрашивают потому, что Спаситель, страдая на Кресте, освятил жизнь своею божественной кровью. Легенда гласит, что, выполняя завет Иисуса, Мария Магдалина, как и прочие Его ученики, ходила по странам, городам и весям и проповедовала новое откровение.

Однажды она посетила императорский Рим и, поскольку бывала там и прежде, сумела добиться аудиенции у кесаря Тиверия – державного пасынка покойного Октавиана Августа. Того правителя, о котором чуть не две тысячи лет спустя Михаил Юрьевич Лермонтов скажет: “Царствовал грозный Тиверий и гнал христиан беспощадно...” Мария, желая как-то смягчить жестокосердную душу деспота, протянула ему куриное яйцо и произнесла: “Христос воскресе”. Повелитель усмехнулся: “Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? В это столь же трудно поверить, как, например, в то, что поднесенное тобою белое яйцо вдруг станет красным”. И тут, повествует предание, произошло чудо чудное: яйцо стало на глазах розоветь, потом обрело более темный оттенок и, наконец, заблестело при дневном свете ярко-алой скорлупой! Император-язычник удивленно взирал на диковинный подарок путешественницы-христианки. Так и возник славный пасхальный обычай обмениваться сваренными вкрутую красными яйцами...

Сегодня великая Россия расправляет плечи и, возвращаясь к своим духовно-историческим истокам, заботится о достойном месте на нашей замечательной планете. И здесь, само собой, не обойтись без староотеческого православия. Лет сто назад последний обер-прокурор Синода Антон Карташев, находясь уже в эмиграции в Европе, размышлял: “Рухнули царства, династии, государства, границы... Думать о механическом возврате старой формы политических и церковных взаимоотношений – значит, заранее готовить себе жестокое разочарование... Бессмертный дух Святой Руси должен вновь воплотиться в соответствующую ему в новых условиях новую форму... Святая Русь в арматуре новейшей общественности и государственности – это не парадокс, а единственно реальная возможность... Надо уметь, так сказать, “сделать Святую Русь” при Божией помощи нашими методическими планомерными усилиями”. Что ж, сим победиши!

Яков ЕВГЛЕВСКИЙ.

На снимке: Палех, 1903 год; дети угощаются пасхальными яствами. Дореволюционная открытка.


Газета "Сельская Жизнь" - победитель всероссийского конкурса "Экономическое возрождение России"