Нет села без

"Сельской ЖИЗНИ"!

8(909)689-77-22

%D, %d %M

%y года

Газета «Сельская ЖИЗНЬ» — победитель всероссийского конкурса «Экономическое возрождение России»                         

 

пред. след. стартстоп
Главная Новости Михаил Щетинин: Развивать село общими усилиями

Михаил Щетинин: Развивать село общими усилиями

« Назад

Михаил Щетинин: Развивать село общими усилиями 19.02.2018 13:00

Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию отчитался на пленарном заседании Совета Федерации о проделанной в прошлом году работе.

“Сельская жизнь” пригласила председателя комитета Михаила Щетинина к разговору о том, что он считает удавшимся в прошлом году и решение каких проблем наиболее актуально сегодня.

Во-первых, важно то, что при непосредственной поддержке Совета Федерации принято постановление, позволившее сохранить мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий.

Кроме того, в рамках “правительственного часа” на заседании Совета Федерации заслушана информация о состоянии эпизоотической обстановки и предпринимаемых противоэпизоо-тических мероприятиях. По его итогам принято соответствующее постановление палаты, в котором даны конкретные рекомендации по усилению федерального надзора за работой ветеринарных служб регионов страны.

Подводя итоги прошедшего года, должен отметить, что был принят ряд федеральных законов, направленных на развитие сельского хозяйства, рыболовства, земельных отношений, а также касающихся различных аспектов отношений в области ветеринарии, лесного хозяйства, недропользования, охраны окружающей среды, обращения с отходами.

Среди законодательных новелл особо отмечу внесение изменений в Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Ими уточнен порядок проведения общего собрания участников долевой собственности, а также усовершенствование механизма господдержки лизинговой деятельности – предметом лизинга наряду с племенными животными теперь может выступать также крупный рогатый скот специализированных мясных пород, выращенный в России в целях разведения.

Кроме того, приняты федеральные законы, решающие проблемы ведения аквакультуры на землях лесного фонда и в “русловых прудах”, а также направленные на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство анадромных видов рыб.

Отдельно надо отметить принятие в прошлом году федерального закона, устраняющего несоответствие норм, регулирующих прибрежное рыболовство, что способствует развитию береговой рыбопереработки в прибрежных регионах нашей страны.

По итогам обсуждения проблем в области лесных отношений на “правительственном часе” принято постановление Совета Федерации, в котором учтены все предложения сенаторов по определению комплекса первоочередных мер правового, финансового и организационного характера в борьбе с лесными пожарами и вредителями леса.

Еще одной из важных задач Комитета являлось участие в доработке ряда подготовленных Правительством РФ постановлений, устанавливающих порядок и процедуру распределения квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, а также требования к объектам инвестиций.

Кроме того, в рамках прошедшего года – Года экологии – Комитет продолжил мониторинг перехода субъектов РФ на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, который должен завершиться к 1 января будущего года. Особо отмечу, что с момента утверждения Основ экологической политики проведено реформирование природоохранного законодательства, принято более 60 федеральных законов и 180 подзаконных актов, направленных на совершенствование системы экологического регулирования.

Комитет также инициировал проведение встреч Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко с тружениками социальной сферы села, активистами экологического просвещения. Такие встречи, на наш взгляд, необходимы для прямого диалога сельских жителей с руководством страны, для решения наиболее важных проблем, волнующих сегодня граждан России.

– Михаил Павлович, на недавнем “правительственном часе” в Совете Федерации сенаторы в целом одобрили курс Минсельхоза России на рост экспорта, в том числе – зерновых культур. Но, несмотря на увеличение валового их сбора, очевидно снижение качества зерна, все большую долю занимает зерно низших категорий. Поэтому, наверное, нормальной буханки традиционного хлеба в продаже не найти. Это обстоятельство не может быть не замеченным законодателями.

– Действительно имеется проблема снижения производства продовольственной пшеницы 3-го класса, которая является одной из важнейших зерновых культур для производства массовых сортов хлеба. Если пять лет назад 50% урожая приходилось на пшеницу 3-го класса, то в прошлом году – всего 24,3%.

Низкие цены на зерно не обеспечивают в полной мере рентабельности сельхозпроизводства, в том числе в части выращивания качественного зерна. По данным Минсельхоза, представленным к “правительственному часу” в Совете Федерации, объем пшеницы 3-го класса в этом году прогнозируется на уровне 21 млн. тонн, что достаточно для насыщения внутреннего рынка, в том числе на мукомольные цели, при этом ключевые импортеры российского зерна закупают, как правило, пшеницу 4-го и 5-го классов.

Важнейшее значение имеет политика в области растениеводства по стимулированию качества производимой продукции (в настоящее время производится зерно в основном 4-го и 5-го классов), разработке механизмов, которые стимулировали бы аграриев выращивать высококачественное зерно, внедрять современные агротехнологии, требующие определенных финансовых вложений и заинтересованности.

По итогам “правительственного часа” Правительству Российской Федерации предложено рассмотреть целесообразность дополнительного стимулирования производства зерна 1–3-го классов, в том числе в части развития его глубокой переработки.

– В прошлом году распределение средств господдержки передано субъектам Федерации, впервые была введена “единая субсидия”. Каковы плюсы и минусы этого нововведения?

– Плюсы в том, что в рамках “единой субсидии” власти субъектов получили возможность самостоятельно распределять объемы поддержки на наиболее приоритетные направления. Учитываются региональная специализация, природно-климатические и социальные факторы. При этом госрегулирование развития АПК и субъектов, и России в целом, а также оценка эффективности расходования средств субсидий осуществляется путем определения целевых индикаторов, закрепления их плановых значений в Госпрограмме и в соглашениях. Такие соглашения заключаются между Минсельхозом России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

Но учитывая краткосрочный период действия механизма “единой субсидии” для оценки ее эффективности необходимо провести углубленный анализ результатов ее применения в прошедшем году.

– В предыдущие годы успешно применялся такой механизм регулирования цен на зерно как закупочные интервенции, теперь же решено от них отказаться. Правильно ли это, на ваш взгляд, и возможно ли в достаточной мере снять излишки зерна на внутреннем рынке за счет увеличения экспорта, о чем заявил на “правительственном часе” глава Минсельхоза Александр Ткачев? Как вопрос регулирования цен на зерно решается в Алтайском крае, в отличие от Новосибирской области, к проблемам которой в последние месяцы приковано внимание федеральных властей?

– Если другие меры, в том числе стимулирование экспорта зерна, не приведут к стабилизации цен, то необходимо будет проводить интервенции, прежде всего в регионах Сибирского федерального округа. В Новосибирской области, действительно, сложилась неблагоприятная ситуация, в какой-то мере проблемы перепроизводства и низкого спроса коснулись и хозяйств Алтайского края.

Закупочные интервенции – довольно затратный для государства инструмент. Необходимы значительные финансовые средства как на закупку зерна, так и на его последующее хранение. Экспорт зерна важно развивать из всех зернопроизводящих регионов России, в том числе и отдаленных, для которых необходимо применять льготные тарифы на его перевозку.

По итогам “правительственного часа” Минсельхозу предложено принять дополнительные меры по стабилизации цен на зерно в целях поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одной из таких мер может быть предоставление переработчикам зерна льготных (до 5% годовых) кредитов на закуп зерна.

– Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт однажды публично обвинил региональные органы по ветеринарному и фитосанитарному надзору “в активном саботаже работы, в частности, по борьбе с АЧС”. В чем причина конфликта между Россельхознадзором и региональными его ведомствами, каковы его последствия. Что нужно сделать по совершенствованию системы фитосанитарного надзора?

– По данным Россельхознадзора, часть органов региональных управлений ветеринарии в силу различных причин не может обеспечить необходимый уровень эпизоотического благополучия территории субъекта, выпуска и оборота безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения. Это свидетельствует о различных подходах к проведению противоэпизоотических мероприятий, что приводит к отсутствию согласованных действий ветеринарных служб на всей территории страны, как при функционировании в обычном режиме, так и в случае возникновения вспышек опасных заболеваний.

Россельхознадзор выявляет факты невыполнения некоторыми субъектами возложенных на них полномочий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Существующая система взаимодействия не позволяет региональным ветслужбам обеспечить ветеринарный надзор за перемещением подконтрольных товаров между регионами.

Устранить указанные проблемы призваны изменения в Закон “О ветеринарии” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, предписывающие оформление ветеринарных сертификатов исключительно в электронной форме с 1 июля 2018 года. Закон принят обеими палатами Федерального Собрания в конце прошлого года и  подписан Президентом 28 декабря 2017 года (№ 431-ФЗ).

– В прошедшем году Совет Федерации и Госдума провели встречи с представителями сельской интеллигенции, где поднимались вопросы повышения уровня образования в селах, сельской медицины, другие социальные аспекты сельской жизни. Что в этом отношении сделано?

– Комитет, совместно с федеральными органами исполнительной власти, проводит мониторинг действий по выполнению резолюции, принятой на встрече Председателя Совета Федерации с тружениками социальной сферы села, проведенной в феврале 2017 года. Такую же встречу Председатель СФ Валентина Ивановна Матвиенко провела и 2 февраля текущего года, где были подведены итоги выполнения резолюции предыдущего обсуждения проблемы.

Говорилось, что на развитие сельских территорий в 2017 году было предусмотрено 15,48 млрд. рублей средств федерального бюджета, в нынешнем году запланировано уже 16,2 млрд. рублей. Это стало возможным благодаря поддержке Совета Федерации и его Председателя. А в принятом в текущем году постановлении СФ Правительству России рекомендовано рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования такой работы.

Относительно вопросов сельской медицины отмечу, что с 2018 года в программу “Земский доктор” вносятся изменения. Если в 2012–2017 годах финансовое обеспечение программы осуществлялось из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то с 2018 года финансирование предусмотрено за счет средств федерального бюджета.

Предполагается сохранение преемственности отдельных концептуальных положений программы, в том числе – предельный возраст участников программы (50 лет), срок действия договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты (5 лет), сумма выплаты (1 млн. рублей – врачам). Сохраняется и уровень софинансирования из федерального бюджета – 60% (кроме 8 регионов, имеющих предельный уровень софинансирования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2017 года № 1476-р).

В декабре принято постановление Правительства, регламентирующее в рамках федеральной госпрограммы “Развитие здраво-охранения” правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов для единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Учтен ряд предложений федеральных органов государственной власти и госвласти субъектов РФ, граждан и организаций, в том числе по расширению территориального действия программы на города с населением до 50 тыс. человек и включению в программу должностей фельдшеров с размером единовременной компенсационной выплаты 0,5 млн. рублей.

Основным принципом формирования программных мероприятий станет  установление субъектом конкретного перечня должностей медицинских работников, который формируется из должностей врачей и фельдшеров, оказывающих медицинскую помощь, и в первую очередь – в первичном звене.

Минздрав России реализует приоритетный проект по развитию санитарной авиации, в котором, в настоящее время, принимают участие 34 субъекта с низкой плотностью населения. По состоянию на 30 ноября 2017 года за счет средств федеральной субсидии выполнено 5290 вылетов, в результате которых эвакуировано 7264 пациента, в том числе 1442 ребенка, из них 512 детей до 1 года.

Также идет реализация распоряжения Правительства о закупке автомобилей скорой медицинской помощи российского производства. Закупаются автомобили Горьковского и Ульяновского заводов, в том числе с полным приводом и в северном исполнении. В прошлом году заключено 211 госконтрактов на поставку в 77 регионов 1438 автомобилей скорой медицинской помощи на сумму более 3,7 млрд. рублей.

В реализации Основ государственной культурной политики важнейшее значение имеет клубная сеть, насчитывающая только в системе Минкульта 40,4 тыс. учреждений, расположенных на 90% в сельской местности. В этой связи, закономерным представляется решение Минкультуры России о разработке не имеющей прежде аналогов Концепции клубной деятельности на период до 2030 года. Она разработана в прошлом году, и мы полагаем, что в ближайшее время она будет утверждена правительством с последующим принятием программы ее реализации.

– Одно из своих выездных заседаний ваш комитет провел в Тимирязевской сельхозакадемии, где обсуждалась судьба аграрного вузовского образования. Вопрос о подготовке кадров для агропромышленного комплекса поднимался и на парламентских слушаниях Совета Федерации. В частности, говорилось о необходимости повысить финансирование аграрных вузов до среднего по вузам Минобразования уровня. Были названы и другие проблемы. Каким образом они решаются?

– В конце года министр образования и науки О.Ю. Васильева проинформировала наш комитет, что общий объем финансового обеспечения вузов Минсельхоза в 2018 году составляет 17684500,2 млн. рублей. При этом выполнение государственного задания вузами Минсельхоза за счет федерального бюджета на 2018 год профинансировано в соответствии с согласованными Минфином нормативами на 98%, в то время как выполнение госзадания вузами Минобрнауки – на 89%.

Необходимо также отметить, что на осенней сессии СФ был принят ФЗ “О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона “О развитии сельского хозяйства”. Законом устанавливается, что научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, которые производят сельхозпродукцию, ее переработку имеют равные с сельхозтоваропроизводителями условия в части получения государственной поддержки.

Таким образом, предлагаемые изменения создают для таких организаций равные с сельхозтоваропроизводителями условия в господдержке развития сельскохозяйственной деятельности. Это положение, безусловно, будет способствовать не только решению проблем содержания имущественного комплекса научных и образовательных организаций, но и даст положительный эффект в повышении качества их научной, производственной и образовательной деятельности.

Вместе с тем, я уверен в том, что вопросы обеспечения качества образовательной деятельности аграрных вузов должны решаться совместными усилиями министерств и ведомств – Минсельхоза, Минобрнауки, Минфина, Рособрнадзора.

Вопросы задавал Владимир ТИШКО.


Газета "Сельская Жизнь" - победитель всероссийского конкурса "Экономическое возрождение России"