Нет села без

"Сельской ЖИЗНИ"!

8(909)689-77-22

%D, %d %M

%y года

Газета «Сельская ЖИЗНЬ» — победитель всероссийского конкурса «Экономическое возрождение России»                         

 

пред. след. стартстоп
Главная Новости Льготное кредитование АПК: квота или задача

Льготное кредитование АПК: квота или задача

« Назад

Льготное кредитование АПК: квота или задача 16.04.2017 13:52

Когда было подписано постановление правительства о льготном кредитовании АПК, где установлена квота на малые формы хозяйствования в лице фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, мы были уверены в том, что субсидии не уйдут только крупным предприятиям и фермеры получат льготных кредитов в процентном соотношении значительно больше, чем в предыдущие годы. Когда лимиты не установлены, а бюджет на субсидирование процентной ставки невелик – выбор банков в пользу крупных предприятий очевиден: один кредит может окупить работу филиала. В случае квотирования определенный объем средств зарезервирован именно под определенную категорию предпринимателей. Однако по сути квота – это не задача, а возможность. Анализируя процедуру льготного кредитования, приходишь к совсем иным выводам. Зачастую возможность оказывается невозможностью.

Во-первых, крупный заем всегда выгоднее коммерческим банкам по издержкам, связанным с обработкой клиентского займа. Во-вторых, требования по льготным кредитам значительная часть фермеров, не имея штата сотрудников, выполнить не может. А поскольку банки не очень-то заинтересованы работать с малыми КФХ, заявки от них принимаются неохотно и рассматриваются долго. Поэтому и кредитов от КФХ мало, и квота используется не полностью. Пройдя все мытарства по документам, понимая, что, сколько залога ни дай, все мало, фермеры, даже изначально желающие получить льготные кредиты, понимают – не дотянутся. Предложение же рождает спрос. Есть удобный и доступный механизм получения кредита под низкий процент – и кредит берут, возникают трудности – не берут. Не потому, что не хотят развиваться, а потому, что нет смысла месяцами мучиться с документами, чтобы потом понять, что залога не хватает в любом случае.

Многим предлагают коммерческие кредиты, и фермеры соглашаются, не веря, что успеют получить льготные кредиты, а дорого яичко ко Христову дню. Многие обращаются в фонды поддержки субъектов малого предпринимательства. В некоторых субъектах перерабатывающие компании авансируют хозяйства под урожай. Кто-то из фермеров находит коммерческие кредиты неофициальным путем под высокие проценты, и выкручиваются как могут. Однако отсутствие возможности кредитоваться по льготной ставке не приводит к расширению фермерства в количественном выражении. Фермерской ассоциации не под силу поменять банковскую систему и требования главного регулятора – ЦБ. Это могло бы сделать правительство, разрабатывая стратегию аграрной политики, предусматривающую сбалансированное развитие различных секторов аграрной экономики. Сегодня мало сказать – от фермеров нет заявок на кредиты, нужно разобраться в том, почему их нет, что нужно сделать для того, чтобы доступ к льготному кредитованию был улучшен, и принять соответствующие решения.

Кредитов от КФХ мало

В самой процедуре льготного кредитования заложены существенные проблемы – слишком долог путь от подачи заявки в банк до получения кредита. Сначала заявку рассматривает филиал, затем решение кредитного комитета отправляется в московский головной банк. Там заявки собирают и направляют в Минсельхоз РФ, где рассматривают на предмет наличия лимитов и соответствия целевому назначению. Затем готовят письма по одобрению или отказу и направляют их в головные банки, которые отсылают документы или информацию в филиалы. Последние могут запросить дополнительный пакет документов. На все это уходит драгоценное время, причем задержка может происходить на каждом этапе. Если посмотреть прохождение заявок на кредиты фермеров – членов АККОР на 30 марта, мы увидим следующее: 13% заявителей собирают документы, 27% – отказались сами или взяли коммерческие кредиты, 27% – ожидают решения банков на местах, 10% – находятся в МСХ РФ, 23% одобрено МСХ РФ. Даже по одобренным МСХ заявкам уходит дополнительное время на направление реестров в регионы и оформление окончательного пакета документов и договоров. Сроки кредитования уходят. А людям нужно проводить посевную. Кто-то приобретает технику, которая тоже нужна своевременно.

При такой процедуре и требованиях к заемщикам целесообразно направить бюджетные средства, предназначенные на субсидирование льготных кредитов, на несвязанную поддержку на гектар. Ее точно получит большинство сельхозтоваропроизодителей, нежели кредиты. А для фермера это живые деньги к посевной. Главное, чтобы по уже выданным инвестиционным кредитам субсидирование сохранялось. Люди поверили, взяв на себя инвестиционную ношу, их подвести никак нельзя.

Почему за рубежом с кредитованием по-другому? В первую очередь, другая политика центрального банка. Другая стоимость средств, другая структура аграрного рынка. Большинство малых производителей формируют и финансовые институты – банки борются за малого клиента. Сегодня в России дополнительные офисы крупных коммерческих банков закрываются, сокращая таким образом, региональную сеть. С этим доступ сельских предпринимателей к кредитным ресурсам уменьшается априори.

Нишу в кредитовании малых форм хозяйствования могут занять региональные банки и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Первым нужно получить доступ к льготному кредитованию за счет снижения требования ЦБ к размеру уставного капитала, а последним – войти в состав уполномоченных организаций, участвующих в механизме льготного кредитования.

Систему банковского кредитования также можно скорректировать в пользу малых форм на уровне регулятора ЦБ и коммерческих банков, снизив требования по малым займам. Если сегодня микропредприятие – это бизнес с оборотом до 120 млн. рублей, то микрозайм для субъектов микробизнеса с упрощенной процедурой документооборота и залогового обеспечения должен составлять 10–12 млн. рублей.

Однако даже снижение требований по документам и залогам не приведет к тому, что банк с радостью побежит за фермером. Для него есть более интересные игроки на рынке, поэтому государство должно решить задачу по структуре портфеля по субъектам предпринимательства с выделением объемов и количества договоров за отчетный период. И структура эта должна быть более детализированной, чем малый, средний и крупный бизнес. Малый бизнес с выручкой до 800 млн. рублей не такой уж малый и превосходит объемами мелких производителей в разы. А ведь здесь как раз и работает система лифта – от микро- к более крупным предпринимателям или кооперативам.

Микробизнес в АПК

Как же замотивировать финансовые институты работать с мелким сегментом? Должна ставиться задача со стороны правительства для банков, участвующих в программах господдержки. Сама по себе квота в 20% не является стимулятором, а задание от государства – это уже другое, не выполнишь – зададут много вопросов. Тогда сотрудники офисов на местах будут активнее работать с неудобными клиентами – у них будет целевой показатель.
Может возникнуть вопрос, а зачем это делать? Кредитные ресурсы – это, прежде всего, развитие бизнеса. А государство должно быть заинтересовано в развитии всех его видов. Это диверсификация аграрной экономики, занятость населения, переселение семей из городов в села, экологически чистая продукция, ускоренные темпы роста. Поэтому нужна не просто квота на льготные кредиты, а задача по ее освоению.

И конечно, нужно создавать и развивать альтернативные банковским финансовые инструменты. На наш взгляд, это создание федерального фонда развития микробизнеса в АПК, который бы работал с региональными фондами поддержки малого предпринимательства в части аграрного комплекса. В этом смысле и квоту в 20% по льготным кредитам целесообразно распространить на субъекты микробизнеса разных организационно-правовых форм с объемом выручки до 120 млн. рублей в год, а также на индивидуальных предпринимателей, занятых сельхозпроизводством (42 861 ИП). В этом случае квота в 20% будет поддерживать наименее защищенные слои – фермеров, сельхозкооперативы, индивидуальных предпринимателей, не имеющих статус КФХ, общества с ограниченной ответственностью, коопхозы, производственные кооперативы и др.

Категория субъектов хозяйствования с выручкой от 120 до 800 млн. рублей, подпадающих в понятие малого предпринимательства, более интересны для банков и кредиты получить в принципе могут. Вопрос здесь в другом – явно недостаточно средств на субсидирование процентной ставки и для более крупных производителей сегмента МБ. Здесь проблему нужно решать увеличением средств на субсидирование в общем котле. Защита в виде квоты для более мелких хозяйств при этом должна оставаться.

Если вернуться к реалиям сегодняшнего дня, нужно как можно быстрее выдать кредиты по заявкам, уже получившим подтверждение в МСХ РФ, устранив все возникшие задержки. Время – деньги. Иначе сельхозпроизводители возьмут коммерческие кредиты и процедура льготного кредитования к весенне-полевым работам не будет иметь никакого смысла.

Ольга Башмачникова,
председатель Аграрной партии России


Газета "Сельская Жизнь" - победитель всероссийского конкурса "Экономическое возрождение России"